воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Вечернее и утреннее молитвенное правило: опыт литургического творчества


Не секрет, что у многих христиан после нескольких лет чтения одного и того же молитвенного правила утром и вечером внимание притупляется, мысли все чаще начинают рассеиваться, и все труднее бывает сосредоточиться на словах молитвы. Для возгревания в себе молитвенного духа и преодоления рассеянности порой советуют разнообразить молитвенное правило. В отличие от церковного богослужения, домашняя молитва не регламентируется церковным уставом, она призвана быть живым «движением духа». Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал в минуты молитвенного подъема откладывать в сторону молитвослов и обращаться к Богу своими словами. Но что делать, если своих слов — нет или недостаточно?

Принятое в Русской Церкви домашнее молитвенное правило отличается от греческого. Наши православные братья-греки используют сокращенные повечерие и полунощницу в качестве  вечерних и утренних молитв соответственно. Принятый в РПЦ свод утренних и вечерних молитв получил распространение не ранее XVIII-XIX веков. Ничто не запрещает и сегодня несколько изменять или разнообразить содержание молитвенного правила. Так, порой духовники рекомендуют в качестве правила читать по кафизме из Псалтири, главы из Евангелия и Апостольских посланий и пр.

В качестве удачного, на наш взгляд, примера, который можно использовать для молитвы, публикуем опыт соединения текстов Писания с молитословиями Часослова, выполенный Михаилом Зеленым.
 

* * *

Мне давно уже приходило в голову, что два места из Нового Завета — 1 Пет 1:3-5 и Еф 1:3-14 — по форме напоминают иудейские брахи, но, разумеется, уже с чисто новозаветным содержанием (потому что начинаются они не «Благословен Господь, Бог наш, Царь вселенной», а «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа»):

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.


Может быть даже, что эти тексты (дословно или в несколько перефразированном виде) некогда были литургическим текстами — либо просто в Посланиях процитированы употреблявшиеся первыми христианами молитвословия (может быть даже, кстати, в Ефесянах — часть евхаристической молитвы), либо, наоборот, эти тексты из Посланий могли позже использоваться как молитвы. Разумеется, я тут ничего с уверенностью не утверждаю, а просто делаю предположение.

В любом случае мне эти тексты очень нравятся, и как-то жаль, что сейчас в Православной Церкви они не имеют употребления как в личной молитве, так и в общественном богослужении (разумеется, они читаются как литургические зачала, но я не об этом). Но, как известно, «келья устава не знает» — никто и ничто не мешает при наличии желания использованию их в личной молитве.

Я вот так и попробовал. Мне это последование настолько понравилось, что я его иногда употребляю в качестве краткого молитвенного правила. На мой взгляд, очень осмысленно получилось. В целом такая структура: призыв благословить Господа — ответ на него «Благословен … избравший нас прежде сложения мира быть святым и непорочным перед Ним в любви» — «Возлюби Господа, Бога твоего» с раскрытием того, что это означает: «должны быть такие чувства, как во Христе Иисусе = возьми крест свой». Т.е. начинаем с творения мiра и заканчиваем Крестом. Вторая часть, начиная с «Тако возлюби Бог мiръ…» — о Жизни Вечной, воскресении: «Благословен… породивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» и «Да приидет Царствие Твое» молитвы Господней. Иными словами, последование охватывает всю Священную Историю.

Мне думается, что слова из Второзакония и Евангелия «всем сердцем, всей душей и всеми силами» есть прямое следствие из единства Господа: Он един внутренне («Троица единосущная и нераздельная»), Он един Господь у тебя — и ты тоже должен быть внутренне единым, иначе получается, что у части твоего сердца, души и сил Господом является Бог, а у части — что-то иное, т.е. бесы и/или твои страсти («так как много есть богов и господ много» — 1Кор 8:6). И именно поэтому и получается, что «праведник всегда кается» — он видит, что еще все-таки не совсем «всем сердцем, всей душой и всеми силами».
И связка Лев 19:18 («Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь») с Евангелием — не случайна, а тоже есть следствия единства Божия: если Господь у нас един, то и мы, народ Его, должны быть едины, потому-то «и возлюби ближнего как самого себя».

И еще одна важная связка — с Флп.2:5-11: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 1и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

«Должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» — это тоже, в общем-то, развитие мысли «всем сердцем, всей душей и всеми силами» (только Христос смог исполнить эту заповедь до конца — потому, что «был послушным даже до смерти, и смерти крестной»). Ну и отсюда уже прямой выход на: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…»

Кроме того, в начало и конец приведенного ниже чина добавлены по две молитвы из Часослова для чтения утром и  вечером. Взяты «утренние» молитвы из междочасия 1-го часа (см. в Великом Часослове), а «вечерние» — одна печатается после вечерни («аще хощеши, чти молитву сию»), другая входит в чин Великого повечерия (на самом деле это 2 молитвы малых антифонов песненной вечерни). Это позволяет, например, использовать данный чин как дополнение к утреннему и вечернему молитвенному правило или (для дерзающих) вместо него. Но можно их в чин и не включать.

Ну и завершает чин «С нами Бог» из книги пророка Исаии (заимствован из все того же Великого повечерия).

Все пояснения взяты из блога автора с его любезного разрешения.
Итак, текст последования.

* * *

Вечером начинай с этой молитвы:
Благословен еси Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, и приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам прости вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея, и щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми Твоими ангелы, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния и всякаго навета сопротивнаго. Подаждь же нам и настоящий вечер с приходящею нощию совершен, свят, мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Утром же читай молитву сию Василия Великого:
Боже Вечный, Безначальный и Присносущный Свете, всякия твари Содетелю, милости Источниче, благости пучино, и человеколюбия неизследимая бездно: просвети на ны свет лица Твоего, Господи, возсияй в сердцах наших умное Солнце правды, и Твоего веселия душы наша исполни, и научи нас Твоим поучатися присно и вещати судьбам, и исповедатися Тебе выну, нашему Владыце и Благодетелю. Рук наших дела к Твоей исправи воли, и деяти нам Тебе благоугодная и любезная благопоспеши, да и о нашем недостоинстве прославится Твое Пресвятое Имя, Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Божества же и Царства: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь.

И далее продолжай:
Се ныне благословите Господа вси рабы Господни, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нем и мы, услышав слово истины, благовествование нашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. Аминь.

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Cказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли,
хлеб наш насущный даждь нам днесь,
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим,
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого,
яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

И вечером продолжай молитву сию Великого Василия:
Господи Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни, избави нас и от всякия вещи во тьме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяние. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти, неискушены от злых. И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и умертви уды наша сущия на земли: да и сонным безмолвием просветимся зрением судеб Твоих. Отими же от нас всякое мечтание неподобное, и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы, утверждены в вере, и преспевающия в заповедех Твоих, благоволением, и благостию Единороднаго Сына Твоего: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Утром же читай сию молитву Василия Великого:
Посылаяй свет, и идет, возсияваяй солнце на праведныя и неправедныя, лукавыя же и благия: творяй утро, и просвещаяй всю вселенную, просвети и наша сердца, Владыко всех: даруй нам в настоящий день благоугодити Тебе, сохраняяй нас от всякаго греха, и всякаго лукаваго деяния, избавляяй нас от всякия стрелы летящия во дни, и от всякия сопротивныя силы, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы, невещественных Твоих служителей, и пренебесных сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И заканчивай так:
С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли: / Яко с нами Бог.
Могущии покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете, / и паки побеждени будете: / Яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, / разорит Господь: / Яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, / не пребудет в вас: / Яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, / ниже смутимся: / Яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего Того освятим, / и Той будет нам в страх: / Яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, / будет мне во освящение: / Яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, / и спасуся Им: / Яко с нами Бог.
Се аз и дети, яже ми даде Бог: / Яко с нами Бог.
Людие ходящии во тьме, / видеша свет велий: / Яко с нами Бог.
Живущии во стране и сени смертней, / свет возсияет на вы: / Яко с нами Бог.
Яко Отроча родися нам, / Сын, и дадеся нам: / Яко с нами Бог.
Егоже начальство бысть на раме Его: / Яко с нами Бог.
И мира Его несть предела: / Яко с нами Бог.
И нарицается Имя Его, / Велика Совета Ангел: / Яко с нами Бог.
Чуден Советник: / Яко с нами Бог.
Бог крепок, Властитель, / Начальник мира: / Яко с нами Бог.
Отец будущаго века: / Яко с нами Бог.
С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.

***
Добавляю ниже комментарии из Facebook-етмы, где мы обсуждали этот опыт вместе с автором:

Дарья Надеина довольно странно в молитве обращаться к Богу в третьем лице.
Михаил Зеленый В литургических текстах прецедентов этого очень много
Дарья Надеина Там не вызывает противоречий. а в личной келейной молитве - туго идет. как будто говоришь с кем-то о Боге.
Роман Наумов Как по мне, так я бы вообще бОльшую часть этого на русский перевел. Но именно в качестве личной домашней молитвы.
Михаил Зеленый А какая принципиальная разница между личной и келейной молитвой? Ее ведь нет: тот молитвослов, который мы знаем - весьма позднее явление. Наши предки и греки молились келейно по Часослову, откуда я и взял часть молитв (все остальное - отрывки из Священного Писания). Просто молитва бывает разная: есть просительная, а есть благодарственная и хвалебная. В благодарственной и хвалебной 3-е лицо весьма уместно - мы не просим Бога, а воспеваем, восхваляем Его, и поэтому 3-е лицо может быть не менее уместным, чем 2-е ("Слава в вышних Богу", например). В общем, это дело привычки, не более...
Михаил Зеленый Вот интересно - кто-то все бы перевел, а кому-то (мне, например) больше славянский вариант по вкусу...
Роман Наумов Михаил, я-то как раз очень люблю ц/сл, наверное, благодаря святому, пользуюсь и Октоихом, и Триодями, и Минеями, даже иногда просто вычитываю небольшие куски. Но вот именно тут, и именно для себя, почему-то, подумалось именно о русском варианте. Почему - объяснить, пожалуй, не смогу.
Могу даже предположить, что из-за того, что я долго был чтецом и алтарником и многие значимые и красивые тексты славянские как-то буднично "замылились", а в русском варианте лично есть возможность хотя бы немного "встряхнуть" их восприятие.
Иногда себя застаешь в молитве за тем, что ты правильно и точно читаешь (по книге или по памяти - не важно) знакомый славянский текст и, именно из-за того, что он "давно знаком" мысль "убегает по древу" в такие края, откуда ее вернуть "в струю" уже становится проблематично.
Михаил Зеленый Мне Ваши соображения, Роман, понятны, резон есть. Но есть резон и в обратном - в общем, кому-то одно ближе, кому-то - другое... Мне кажется, неплохо было бы, если бы оба варианта (и целиком русский, и славянский) были бы.
И еще: я бы не назвал этот чин творчеством - там моего слова-то нет ни одного! Я просто скомбинировал разные тексты из Писания и Часослова!
Роман Наумов Для меня (а уж для тех, "кто выше", и подавно) всё, что "помимо часослова и т.п." - уже творчество. Правильно составить и скомпановать - тоже не только образование надо иметь, но и желание, и талант.
С остальным полностью согласен.
Михаил Зеленый Ну, спасибо!
Роман Наумов Неспеша перечитываю и разбираю про себя статью.
Мнение 1:
Вот этот блок
"Cказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Мен
я и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами."
Первое предложение и последнее я бы развернул, все же от нас к Господу, а не в третьем лице. Непривычно для домашней молитвы такое третье лицо лично мне.
И это
"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."
тоже. Имею в виду "Так возлюбил Бог" - на что-то типа "Так возлюбил Ты нас..."
Михаил Зеленый Да, непривычно кажется, но на самом деле ничего особенного тут нет - я уже ответил Дарье. Возьмите Часослов - там такого сколько угодно: "Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасения нашего, Бог наш - Бог спасати" (так сейчас язык сам и просится Трисвятое читать ). Это ж просто цитата из псалма "as is" - ну так и у меня цитаты из Писания "as is" (в том же Часослове не одна Псалтирь, к слову, используется - и из других книг цитаты, просто реже).

К вопросу о том, чтобы переделать во 2-е лицо - я над этим думал. Переделать легко, если речь о благословениях идет - меняем "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..." на "Благословен еси Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа..." и далее по тексту 3-е лицо на 2-е с минимальными правками. Да, разумеется - так можно, я изначально так и хотел сделать, но по долгом размышлении (мне эта идея сделать молитву на основе текста из Ефес. в голову пришла, наверное, лет 5-7 назад, если не еще больше) не дерзнул. Подумал, что будет только хуже - тут хоть чистый текст Писания, а не текст Писания, отредактированный Мишей Зеленым , а то и текст "по мотивам", навеянный Писанием Мише Зеленому. Оригинал, тем паче богодухновенный - это ж всяко лучше будет, чем нечто "по мотивам"!

В принципе в хвалебной молитве (а у меня была мысль сделать чин, построенный именно на хвале и благодарении) 3-е лицо, как я говорил - вполне нормально: это просто непривычно для нас, т.к. в русской традиции миряне забыли Часослов. Так же нормально использовать в чине цитаты из Писания. Ну и принципиальной разницы между келейной и общественной молитвой, строго говоря, нет и быть не должно (тот же Часослов зародился именно как келейная книга - монахи в келье часы читали) - это уж мы в России про это забыли, так что вспомнить про это - одна из задач, которые я ставил, слагая свой чин.

Вот еще какая штука: есть такой "жанр", как благословение - не "батюшка, благословите", а текст, начинающийся или включающий "Благословен Бог". На самом деле благословлять и прославлять Бога, Имя Божие - это одна из заповедей как Ветхого, так и Нового Завета. В Писании мы видим много примеров благословений (два из них я и включил в свой чин) - так молиться нормально, это было исторически, но постепенно ушло, особенно из русской практики. Своим чином я и хотел в том числе послужить возрождению практики произнеесения благословений (собственно, даже и не возрождению, а расширению употребления - никуда благословения Бога из православной литургической практики не ушли).
Михаил Зеленый Еще вот какая идея была: в Часослове у нас в основном ветхозаветные тексты используются - псалмы, библейские песни. Из Нового Завета широкое литургическое употребления имеют только 3 гимна - Песнь Богородицы, Песнь Захарии и Песнь Симеона (Ныне отпущаеши), ну еще кое-что по мелочи (например, в качестве причастна на Литургии Богоявления используется Тит.2:11). А тут 2 таких замечательных гимна "простаивают" без использования - благословения из 1Пет и Ефес! Ну во я и построил текст на их основе. Поймите - это именно гимны, славословия, а в славословии 3-е лицо - совершенно нормально: мы прославляем Бога, воспеваем Его! Я уж много говорил - возьмем, например, использованный мной гимн "с нами Бог": типичный хвалебный гимн, набранный из стихов Исаии. Да, он не к Богу обращен, а, скажем, к "языцам" ("разумейте, языцы, и покоряйтеся") - ну и что? В конечном итоге-то Бог прославляется, а не кто-то иной, пусть и нет к Нему прямого обращения... Тут аналогия, скажем, с хвалитными псалмами - они тоже не во 2-м лице к Богу обращаются. Ну или когда мы "Верую" читаем - это ж тоже не впрямую молитва, а исповедание веры. Тем не менее уж это-то не может быть названо непривычным - 50-й псалом + Верую в утреннее правило молитвослова входит!

"Так возлюбил Бог мiрЪ" - это я не стал бы превращать во 2-е лицо даже не по общему принципу (см. выше), что лучше не портить, а просто потому, что можно, конечно, сделать что-то вроде "Ты так возлюбил, что..." - а дальше-то что? А у меня отдельная фраза, прославляющая в конечном итоге Бога.

Потом еще вот что: в молитвенных текстах есть фрагменты, обращенные к нам - всякие там призывы "хвалите", "благословите" и т.п. Это тоже нормально (на самом деле просто наш российский опыт келейной молитвы сильно обеднен из-за забвения Часослова, и мы этого не замечаем). Это по разным причинам делается - в т.ч. и для возгревания молитвенных чувств, для "настройки", так сказать. С этой целью я и поместил "Слушай, Израиль" в чин, хотя и не сразу - очень хороший текст, на него и Сам Господь ссылался в Евангелии. У иудеев, вообще-то говоря, вокруг чтения "Слушай Израиль" утренняя и вечерняя молитвы как раз и построены, т.к. это заповедь (читай "ложась и вставая" - в самом тексте есть), но т.к. мы Новый Израиль, то я счел необходимым дополнить "Слушай" текстами из Нового Завета, подчеркивающих не только единство Божие, но и единство Отца и Сына (это уже на тринитарное богословие выходит).

Вообще "Слушай" - это, конечно, замечательный текст, над которым очень полезно размышлять, который нас в верном направлении настраивает. Не вредно, ох, не вредно себе постоянно себе напоминать, что надо возлюбить Бога "всей крепостью" и т.д.! Ну а дальше новозаветные отрывки - раскрытие этого: "возлюби Бога всей крепостью и всем помышлением" = "в вас должны быть такие чувствования, как в Иисусе Христе" = "возьми крест свой". Кстати, про "возьми крест" мне духовник посоветовал - говорит, можно чтение этого евангельского отрывка в правило включить (я все жаловался, что забываю о необходимости крестношения).

Ну а "тако возлюбил Бог мiрЪ" - это уже переход от напоминанию себе к славословию: пусть еще не само славословие (оно дальше будет - "Благословен... породивший нас воскреснием Христовым"), но как бы вступление к нему. Кстати, эти слова в Евхаристический Канон (Златоуста точно, но и м.б. Василия Великого тоже - надо текст посмотреть) входят...

В общем, Ваши недоумения во многом, на мой взгляд - дело привычки.
Роман Наумов Про благословения полностью согласен. Свою пробу "молитвы фотографа" я попытался построить на четырех типах молитвы: хваление, благодарение, покаяние, прошение. У нас часто, к сожалению, особенно в поздних минейных чинопоследованиях, наблюдается заметных перекос в одну-две стороны (Постная Триодь не в счет, хотя там и присутствуют все четыре типа, но покаянного, конечно, больше, потом просительного).
Про 3е лицо и "Сказал Господь...", наверное, соглашусь. Хотя часослов и прочие тексты лично для меня более, чем привычны, в силу многолетней алтарной практики.
Но вот согласиться окончательно меня побудило не Ваше действительно потрясающе подробное объ
яснение и доводы чуть выше, уж простите, а одна короткая, случайно только что вспомнившаяся строчка - "Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих". И споткнулся о нее. Ну, думаю, Вы меня поймете...
Михаил Зеленый Понимаю, отлично понимаю! И убедительность своих слов я не преувеличиваю - что я могу-то сам?
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий