среда, 6 февраля 2013 г.

Молитва перед рукопашным состязанием

С доброго позволения о.Романа Никитина (Информационный отдел Хабаровской Епархии) перепечатываю его заметку о литургическом творчестве владыки Игнатия:

Прочитал заметку о современном миссионерском литургическом творчестве:
иеромонах Агафангел в своём блоге пишет: "В газете поместил очень кратенький молитвословчик для бойцов. В молитву Оптинских старцев вставил строчку: "Научи меня честно, прямо и разумно действовать со старшими и с подчинёнными, с командирами, сослуживцами никого не смущая и не огорчая".
Вот думаю — большой ли это грех — тексты святых адаптировать так к местным условиям?»

У нас владыка не только благословляет, но даже даёт задание "на дом" отцам составлять молитвословия, которые должны быть доступны для чтения и понимания даже нецерковным людям. Мне самому пришлось при составлении молитвенного правила совершаемого пред началом тренировки секции рукопашного боя, брать за основу молитву Оптинских старцев.

Из Древнего патерика: Путешествовали некогда авва Даниил и авва Аммой. Авва Аммой сказал: когда же мы, отче, сядем в келию? Авва Даниил отвечает ему: кто же теперь у нас отнимает Бога? И в келии - Бог, и вне - тот же Бог.
Так и мы должны молиться в келье - по правилу, словами святых отцов, а вне - упражняться в беседе с Богом своими словами.

Молитва, составленная владыкой Игнатием для участников Первенства по рукопашному бою среди православных организаций.

Господи, Боже наш Иисусе Христе!
Взгляни на нас, Твоих сыновей, и услышь молитву нашу!
К Тебе, перед испытанием сим усердно молимся.
Прости нам все грехи наши и прегрешения.
Очисти наши души и тела от всякой нечистоты.
Укрепи нашу волю, просвети наш ум, освяти все сердечные помышления.
Научи нас, Господи смело, самоотверженно , без страха выдержать предстоящее нам испытание.
Помоги проявить все, чему мы научены.
Потому, что мы – Твои, любим Тебя и хотим быть Тебе верными.
Пусть Твоя воля будет в нас постоянно, руководит всеми действиями нашими.
Предаем себя воле Твоей святой.
Аминь.

Комментарии от "Cor ardens":

Тему проблемы совместимости пути верующего и спортивных боев мы, пожалуй, на этих страницах поднимать не будем. Слишком она сложная и не однозначная. Отмечу лишь, что существуют апостольские постановления, жестко определяющие судьбу священника, ударившего другого человека, даже виноватого, - вплоть до извержения из сана. С другой стороны, в клире УПЦ МП служит священник, занимавший призовые места на соревнованиях по боксу. Лично в моей голове это мало укладывается. Здесь же лишь замечу, что в одном из прошенйи молитвы интересно было бы как-то отметить этот аспект.

Далее. И главное.

Я бы начал молитву с благодарения Бога. За то, что Он нас сотворил в принципе. За то, что сотворил сильными и дал возможность атлетически и духовно развиваться, и направлять силу воли на достижение результата в Его славу.

В этой части могла бы помочь соответствующая переработка отдельных мыслей и текстов из богослужений святым мученикам-атлетам. Например, мч. Нестору Солунскому (из жития вмч. Димитряи Солунского). В частности, в стихирах и каноне службы мч. Нестору есть такие, к примеру, подходящие мысли:

"Несторе, страдальче чудне, всеоружием Христовым себе обложил еси, чувственне убо Лию сплется"
"Бронями мысленными веры тебе, Несторе, обложив"
"Укрепився державою крепости вереи Сокрушившаго и адова врата"

Не нужно специальной молитвы мч. Нестору. Не в конкретном человеке и имени дело в данном случае, а во внутренней жертвенной сути подвига христианина-победителя.

Так же было бы интересно отразить коротко мсыль апостола Петра, сравнивавшего жизнь и подвиг христиан с состязанием атлетов:
"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным". 1 Кор.9:24-27

И последнее. Не секрет, что тренеры часто для победы над противником дают установку (а кто-то и сам избирает такой путь) некоторого "озверения", отвержения на время всего человеческого (недаром в восточных единоборствах так много стилей борьбы и название имеют в честь определенного животного, и боец обучается некоторым повадкам и духу этого животного). Христианин же должен стяжать Дух Христов, Нового Адама, и ни в коем случае не утратить милосердия. Особенно к поверженному противнику. Более того, не считать и не воспринимать его как врага.

Вот это, как кажется, было бы важно и интересно отобразить в подобной молитве.
Ну, и конечно же, неплохо было бы в дальнейшем использовать и благодарственно-хвалебную молитву к Богу по окончании состязания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий